Tea in Kenya: an age-old history of excellent taste

Tea in Kenya: an age-old history of excellent taste

05.06.2018

Kenya began growing tea on a commercial scale fairly recently, less than one hundred years ago. But the unique climate and the special rich flavour of the tea has meant that the country has quickly become a world leader in tea production.

Kenya is one of the largest tea producers in the world. According to Reuters, with reference to the Tea Directorate at the Ministry of Agriculture and Food of Kenya, the country produced 439,000 tons of tea in 2017. In terms of production, Kenya is second only to China and India. However, in terms of exports, it is the world leader: around 92% of the tea produced in Kenya is exported to other countries. In 2017, according to statistics from the Tea Directorate, the country exported 415,000 tons of tea. Kenyans themselves always drink tea several times a day. They usually make it “English style”, with milk and sugar – and in large saucepans so that there is enough for a whole family and guests. Some prefer strungi – a strong black tea with no additives, others prefer tangawizi – a tea with fresh ginger root.

The round-the-world tour of tea

Before reaching the African continent in the mid-19th century, tea had travelled the world for centuries. There are all kinds of different versions of how and under what circumstances people first came to know about the beverage. According to Chinese legends, in 2737 BC, the emperor Shen Nung was relaxing underneath a tree and boiling medicinal herbs in water. All of a sudden, the wind blew a few leaves into his pot. The emperor liked the taste and he later discovered its healing and restorative properties. In another legend, a tea tree was sent to the Zen Buddhist preacher Bodhidharma in the 5th-6th century AD. The monk was meditating in a cave and he accidentally fell asleep. When he awoke he was so ashamed of his own weakness that in a fit of rage he tore off his own eyelids and threw them to the ground. They magically took root and grew into a green bush. Bodhidharma plucked a few of the leaves and chewed them, suddenly feeling a surge of vigour and energy. He pulled up the wonderful plant and gave the shoots to Chinese preachers on his travels.

It is thought that tea tree leaves first began to be used in food in Southeast Asia, at the border of China, modern-day Myanmar, and India. From there, this practice spread to the neighbouring regions. In 2016, archaeologists discovered the oldest evidence of the Chinese origin of tea – a small box with the leaves of the plant was lying in the tomb of an emperor of the Han dynasty. The burial date was 141 BC, so cultivated tea is certainly more than 2150 years old. The first written mention dates back to the 1st century AD: it was then that tea was given its own Chinese character “cha”.

In ancient times, tea was drunk rather for therapeutic purposes, than for pleasure. And it was not prepared in the same way as it is today: freshly picked leaves were infused in boiling water, which produced a very bitter drink. The Chinese began selling this “medicine” with a tonic effect in the 5th century to the nomadic Turkic tribes and peoples of Tibet. And by the 9th century, tea had become the national drink of Japan. In the Middle Ages, during the Ming dynasty, tea began to be produced in a different way: the leaves were steamed and fully dried out, and only then were they brewed. This was where green tea came from that was subject to minimal amounts of fermentation (oxidation). It was not very suitable for sale however, as it quickly began to spoil in bales. Merchants began to fry the leaves on a low heat and left them to dry longer in the air. The deeper fermentation resulted in black tea (or red tea as it is called in China), which was easy to carry on long journeys in trade caravans. It was this tea that became the most popular outside of Asia.

In Europe, the first tea drinkers were the Dutch. In 1610, they imported trial batches of the “Chinese herb” to the Old World, and in 1650 they began to supply the exotic plant to the royal court of Great Britain. Tea quickly conquered the Foggy Albion. After the nobility, the middle and poorer classes sampled the beverage, tea houses gained popularity in London and other cities, and soon the world-famous afternoon tea at five o’clock tradition was born. At the behest of the Brits, the tea plant began to be cultivated in the colonial states: the Indian province of Assam, in Ceylon, Java, Vietnam and other countries.

Tea takes root in Africa

The first tea plant was planted on the African continent in 1687 by the Dutch in the province of East Cape on the south-eastern tip of the continent. However, the culture did not take root right up until the late 19th century. The first commercial tea plantation was established in the continent in 1877 in the town of Stanger (now known as Kwadukuza) in South Africa. But that too did not bring much success to its owners. The tea business only really began to take off in Kenya in the 1920s – since that time, the continent has enjoyed a strong position in the history of tea production.

As history says, the tea bush first came to Kenya in 1903 – the Englishman G.W.L. Caine planted the bush outside his home for decorative purposes. That is where the details of his efforts come to an end. It was an entirely different person who became the main figure in the “African adventures” of tea – the Scotsman Arnold Butler McDonell. It is a known fact that at the beginning of the 20th century, he purchased a plot of land in Kenya from the British government. The land was close to the town of Limuru and he used it for farming. However, the land was mountainous and nothing that he tried to plant was able to grow. For ten years, McDonell experimented with coffee, corn, flax and experienced failure after failure. A miracle happened in 1918, when a friend brought him a gift from India – Camellia Sinensis assamica seedlings; a tea bush. He planted the bush in a little less than a hectare of the land and almost all of the bushes began to grow! The abundant sunshine and the mountainous terrain proved to be the perfect conditions for growing this culture. In 1926, the entrepreneur built the first tea processing factory in the country and began to supply it commercially.

McDonell was known for his hardworking attitude and ingenuity. He invented equipment to dry and chop tea leaves, gained a full understanding of the science of tea fermenting, and personally transported batches of his product over 30 kilometres to a bazaar in Nairobi where wholesale merchants came to purchase goods. At first, like any pioneer, he had to continually prove that Kenyan tea was just as good as Indian and Chinese tea. Gradually, however, African tea became highly valued on the market. McDonell had four daughters who inherited and continued to expand the business after he died. McDonell’s Farm still exists to this day and welcomes tourists who are told about the origins of Kenyan tea. They are also shown how the leaves are harvested, and they learn about the production process.

Fresh, rich, invigorating

The taste of tea, as with wine for example, is very much dependent on the place where the raw material that it is produced from is grown. In Kenya, tea trees grow at an altitude of 1500-2700 metres above sea level. The high-altitude plantations are situated on both sides of the Great Rift Valley. It is there, at the equator, where there are the best conditions for cultivating the plant. The tropical climate, the red clay volcanic soil, and the high level of humidity mean that tea trees are able to grow all year round. However, the best period for harvesting the leaves is thought to be between the months of March and June, and October to December, during the rainy season. This is when the tea leaves draw in the most useful substances and give the product the fullest flavour. Interestingly, the natural conditions in Kenya, which favour the growth of tea trees, are not at all good for pests. They are virtually non-existent at that altitude, and this means that pesticides are generally not used. This is why Kenyan tea is often labelled as “environmentally friendly” and “organic”.

Kenya mostly produces black tea – green tea production is far less common. The tea leaves are hand-picked. To make a premium quality tea, such as Orange Pekoe for example, only the two uppermost buds are suitable. Picking these buds in particular, without taking the coarser lower leaves and branches, is very difficult to do using a machine. One bush can be harvested about once every seven days: it takes a week for new, tender buds to grow on the bush. The raw materials collected undergo thorough processing. The leaves are most often processed using the CTC (cut, tear, curl) technique that was developed in the 1930s. A tea leaf is wilted, crushed, and sent off to ferment; it is then rolled and fried. The resulting product is passed through a sieve with different sized holes to sort it into grades, and then it is packaged. It is then sent to tea auctions, where the quality of the tea is verified by special appraisers, and the wholesale buyers name their price. The raw material then goes to tea-packing factories, where it is packaged in boxes as is, or mixed with additives (fruits, spices, herbs, and flowers) and sent to distributors.

Most of the tea in Kenya – around 60% – is produced by small farms; there are more than 560,000 of them in the country. Their activities are regulated and coordinated by the Kenya Tea Development Agency (KTDA). This helps to preserve the traditional manual methods of harvesting tea and the high quality of production.

According to tea sommeliers – experts who taste various different varieties and types of tea – Kenyan tea is distinguished by its rich, fresh and spicy taste. Its infusion has a full amber-copper colour. It goes very well with milk and spices, and is also great for making iced tea. In Kenya, the refreshing cold drink is made without boiling water: a pinch of dry tea is added to a litre of chilled water and left overnight in the refrigerator. Without the heat treatment, the tannins (contained in the tea) do not pass from the tea leaves into the water and give it a bitter taste. This means that no further sweetening is required.

Follow us on social media
This site uses cookies, by continuing to use the site you agree to our terms and conditions

Чай в Кении: вековая история отменного вкуса

Чай в Кении: вековая история отменного вкуса

05.06.2018

Кения начала выращивать чай в коммерческих масштабах сравнительно недавно, менее ста лет назад. Но уникальный климат и особенный насыщенный вкус чая позволил стране быстро стать мировым лидером в его производстве.

Кения – один из крупнейших производителей чая в мире. По данным Reuters со ссылкой на Чайный Директорат при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Кении, в 2017 году она произвела 439 тыс. тонн чая. По объемам производства страна уступает только Китаю и Индии. Зато по объемам экспорта – впереди всей планеты: около 92% произведенного в Кении чая уходит на продажу в другие страны.  В 2017 году, по статистике Чайного Директората, государство экспортировало 415 тыс. тонн чая. Сами кенийцы обязательно пьют этот напиток несколько раз в день. Готовят его, как правило, «по-английски», с молоком и сахаром – и сразу в больших кастрюлях, чтобы хватило на всю семью и гостей. Некоторые предпочитают «струнги» – крепкий черный чай без добавок, другие настаивают чай со свежим корнем имбиря – «тангауизи».

Кругосветное путешествие чая

Перед тем, как попасть на африканский континент в середине XIX века, чай столетиями путешествовал по миру. Существуют самые разные версии относительно того, когда и при каких обстоятельствах люди впервые познакомились с этим напитком. Китайские предания гласят, что еще в 2737 году до н. э. император Шэнь-нун отдыхал под деревом и кипятил воду для целебного отвара из трав. Вдруг ветер подхватил несколько листьев и бросил их в котелок. Напиток пришелся императору по вкусу, а позднее правитель обнаружил его лечебные и тонизирующие свойства. Согласно другой легенде, чайное дерево было послано проповеднику дзен-буддизма Бодхидхарме в V-VI веке н. э. Монах медитировал в пещере и нечаянно заснул в процессе, а когда проснулся и устыдился собственной слабости, в гневе вырвал себе веки и бросил их на землю. Волшебным образом они немедленно дали корни и превратились в зеленый куст. Бодхидхарма сорвал пару листочков и пожевал их, как вдруг ощутил немедленный прилив бодрости и энергии. Он выкопал чудесное растение, а его отростки передал китайским крестьянам во время своих последующих странствий.

По всей видимости, листья чайного дерева действительно впервые начали использовать в пищу в Юго-Восточной Азии, на границе Китая, современной Мьянмы и Индии. Оттуда эта практика распространилась на соседние регионы. В 2016 году археологи обнаружили самое древнее свидетельство «китайского происхождения» чая – коробочка с листьями этого растения лежала в гробнице императора династии Хань. Захоронение датировалось 141 годом до н. э., так что культивируемому чаю уже точно насчитывается более 2150 лет. Первое письменное упоминание относится к I веку н. э.: именно тогда у чая появился свой китайский иероглиф «ча».

В древности чай пили скорее в оздоровительных целях, чем ради удовольствия. И заваривали его не так, как мы сегодня: свежесорванные листья настаивали в кипятке, в результате чего получался довольно горький напиток. «Лекарство» с тонизирующим действием китайцы начали продавать в V веке кочевым тюркским племенам и народам Тибета. А к IX веку чай стал национальным напитком Японии. В средние века, во времена правления китайской династии Минь, чай начали готовить по-другому: листья обдавали паром и высушивали целиком, а только затем заваривали. Так родился зеленый чай, который подвергается минимальной ферментации (окислению). Но на продажу он почти не годился, потому что быстро начинал портиться в тюках. Купцы стали обжаривать листья на медленном огне и оставляли их сушиться на воздухе дольше. В результате более глубокой ферментации на свет появился черный (или как его называют в Китае, красный) чай, который легко переносил долгие путешествия в торговых караванах. Именно он приобрел наибольшую популярность за пределами Азии.

Среди европейцев чай первыми распробовали голландцы. В 1610 году они привезли пробные партии «китайской травы» в Старый свет, а в 1650-м стали поставлять диковинное растение королевскому двору Великобритании. Чай быстро покорил Туманный Альбион. Вслед за знатью напиток распробовали среднее сословие и простолюдины, в Лондоне и других городах получили распространение чайные дома, а вскоре зародилась знаменитая на весь мир традиция английского послеобеденного чаепития – five-o-clock. С подачи британцев чайное растение стали выращивать в колониальных государствах: индийской провинции Ассам, на Цейлоне, Яве, во Вьетнаме и многих других странах.

Чай пускает корни в Африке

Первое чайное растение было высажено на африканском континенте еще в 1687 году голландцами в провинции Восточный Кейп, на юго-восточной оконечности материка. Однако культура так и не прижилась вплоть до второй половины XIX века. Коммерческая плантация чая впервые была разбита на континенте в 1877 году в городе Стангер (ныне Квадукуза) в Южной Африке. Но и она не принесла владельцам особого успеха. По-настоящему бойко чайный бизнес начал развиваться в Кении только в 1920-х годах – с этого времени континент прочно входит в историю чайного производства.

Как гласит история, в Кении чайный куст впервые оказался в 1903 году – его в декоративных целях высадил во дворе своего дома некий англичанин Г. В. Л. Кейн. На этом сведения о его заслугах заканчиваются. Главную роль в «африканских приключениях» чая играет совсем другой человек – шотландец Арнольд Батлер Макдоннелл. Доподлинно известно, что в начале XX века он купил у британского правительства участок земли в Кении, неподалеку от города Лимуру, где занялся фермерством. Но местность оказалась гористой, и все, что он пробовал посадить, не приживалось. На протяжении десяти лет Макдоннелл экспериментировал с кофе, кукурузой, льном и терпел неудачу за неудачей. Чудо произошло в 1918 году, когда друг привез ему в подарок из Индии саженцы Camellia Sinensis assamica – чайного кустарника. Фермер засадил растением чуть меньше гектара земли – и почти все кусты прижились! Обилие солнечных дней и высокогорная местность оказались идеальными условиями для произрастания этой культуры. В 1926 году предприниматель построил первую в стране фабрику по переработке чайного листа и занялся его коммерческими поставками.

Макдоннелл отличался трудолюбием и изобретательностью. Он самостоятельно придумал оборудование для вяления и измельчения чайного листа, постиг науку ферментации чая, и даже сам возил партии товара за 30 километров на базар в Найроби, где собирались оптовые закупщики. Поначалу, как любому первопроходцу, ему пришлось долго и упорно доказывать, что кенийский чай ничем не уступает индийскому и китайскому. Но постепенно чай из Африки стал высоко цениться на рынке. У фермера родилось четверо дочерей, которые унаследовали и продолжили развивать дело отца после его смерти. Ферма Макдоннелла до сих пор существует и принимает туристов, которым рассказывают о появлении чая в Кении, демонстрируют сбор листьев и знакомят с процессом их переработки.

Свежий, яркий, бодрящий

Вкус чая, как и, скажем, вина, очень сильно зависит от места, где выращено сырье, из которого его изготовили. В Кении чайные деревья произрастают на высоте 1500-2700 метров над уровнем моря. Высокогорные плантации расположены по обеим сторонам Великой рифтовой долины. Здесь, на самом экваторе, сложились идеальные условия для возделывания этой культуры. Тропический климат, красная глинистая вулканическая почва, а также высокая влажность способствуют тому, что чайные деревья растут круглый год. Тем не менее самым благоприятным периодом для сбора чая считаются месяцы с марта по июнь и с октября по декабрь, в сезон дождей. В это время чайные листья накапливают максимум полезных веществ и дают продукт с самым глубоким ароматом. Кстати, интересно, что природные условия в Кении, благоприятные для роста чая, совершенно не подходят для размножения насекомых-вредителей. На такой высоте их практически невозможно встретить, поэтому в производстве чая как правило не используются пестициды. Вот почему кенийский чай часто маркируется пометками «экологически чистый» и «органический».

В Кении производят главным образом черный чай, зеленый – в гораздо меньших количествах. Чайные листья собирают вручную. Для приготовления напитка высшего сорта качества Орандж Пико, например, годятся только два верхних листочка. Сорвать именно их, не зацепив более грубые нижние листья и ветки, механическим способом очень трудно. Один и тот же куст можно обрабатывать раз в семь дней: за неделю на дереве вырастают новые нежные листочки. Собранное сырье подвергают тщательной обработке. Листья чаще всего перерабатываются по распространенной технологии CTC – cut, tear, curl – придуманной в 1930-х годах. Чайный лист завяливают, измельчают, отправляют на ферментацию, затем скручивают и прожаривают. Полученный продукт просеивают через сита с разной величиной отверстий, разбирая на сорта, а затем упаковывают. Далее он отправляется на чайные аукционы, где качество чая проверяют специальные оценщики, а оптовые покупатели назначают свою цену. Отсюда сырье уходит на чаеразвесочные фабрики, где его расфасовывают по коробочкам как есть или смешивают с добавками (фруктами, специями, травами и цветами) и отправляют дистрибьюторам.

Большинство чая в Кении – около 60% – производится небольшими фермерскими хозяйствами, их в стране насчитывается более 560 тыс. Их деятельность регулируется и координируется Агентством по развитию чайной индустрии в Кении (KTDA). Это позволяет сохранять традиционные ручные методы сбора чая и высокое качество продукции.

Как утверждают чайные сомелье – специалисты, которые дегустируют различные виды и сорта чая – кенийский чай отличается ярким, свежим и пряным вкусом. Настой его имеет насыщенный янтарно-медный цвет. Он хорошо сочетается с молоком и специями, а также отлично подходит для приготовления холодного чая со льдом. В Кении освежающий холодный напиток готовят без кипячения: щепотку сухой заварки добавляют в литр охлажденной воды и оставляют на ночь в холодильнике. Без тепловой обработки танины (дубильные кислоты, содержащиеся в чае) не переходят из чайного листа в воду и не придают ей горький вкус. Поэтому нет необходимости дополнительно подслащивать такой напиток.

Следите за нами в соц. сетях
Этот сайт использует cookies, продолжая использовать сайт вы соглашаетесь с нашими условиями